В Азербайджане мало кто из взрослых помнит, что они были и…детьми

0
59

В Азербайджане мало кто из взрослых помнит, что они были и…детьми

«Скажите спасибо, что в школе хожу»

Шел на работу и встретил соседку. Вспомнил, что её сын перешел   во второй класс и решил поздравить ее с этим событием. «Gözün aydın olsun (дословный перевод – да будут твои глаза светлыми, в переносном смысле – радуюсь событию), соседка. Поздравляю,    твой сын перешел во второй класс» — говорю я ей. – Каникулы теперь у него. Отдохнёт, сил наберется, а потом снова учиться”.

Соседка поблагодарила и говорит: «Сосед, это не он перешел во второй класс, а я.   Не ему дали каникулы, а мне, чтобы я до сентября   подлечилась, восстановила у врача, терапевта и психиатра, здоровье. Не хочет он учиться, ни в какую. Хоть его убей, хоть   меня – не хочет и всё».  Очень трудно перевести ее монолог с азербайджанского языка на русский. Образность азербайджанского языка неповторима. Единичный случай, подумал я.   В этой семье   три или четыре поколения с дипломами. Один получен аж при царе, в Париже. Да и мальчика я вижу каждый день. Не похож он на ребенка, на котором природа решила отдохнуть. Нет, точно единичный случай.

Не все   же дети такие. Они разные. Сын друга в Кембридж поступил. Тоже единичный случай.  Разобраться надо. Ведь  единичный  может очень быстро стать массовым.

«Не хочу учиться» и «и хочу учиться» — всегда рядом и всегда с нами.

Сведущие люди сразу посоветовали не лезть не в своё дело. Ты непрофессионал, неспециалист. Согласен. Таким образом, сразу оговорю:  пишу как неспециалист и непрофессионал.   Что с них дилетантов возьмешь? Ничего. Дилетант он и есть дилетант.

Раньше утро начиналось с зарядки, душа, завтрака. Сейчас утро  начинается с интернета.  

Раньше выбирали невест на балу, а в Азербайджане на  свадьбе. Теперь только через  интернет. Знал человека, который через интернет трижды был по любви женат. Но хоронила его любовница, с которой он познакомился в библиотеке.

«Ныряем» в интернет. Начнем поиск материала по учебникам для первого класса азербайджанского сектора. Первый класс, первые учебники. Это же, через всю жизнь, на всю жизнь.

Самый приличный, то есть научно-обоснованный, всесторонний  анализ нашелся на сайте Государственного    Экзаменационного Центра – www. derslik.edu.az.      

Анализ учебника по Азербайджанскому языку для первого класса составляет 20 страниц. Чётко обозначены критерии, по которым проводится анализ (мониторинг) учебника: содержание, язык и стилистика, художественное оформление (дизайн), соответствие упражнений (заданий) теме, методика преподавания.

Материал составляет большой интерес для специалистов. Кому нужно, тот прочитает. 

Народная мудрость советует «доверять, но проверять». Последовал совету мудреца, перевел некоторые места мониторинга учебника, проведенного ГЭЦ, на русский язык и послал коллегам из СНГ. Проконсультироваться. Ответ пришел незамедлительно (интернет): «Работа ведётся в правильном направлении. Очень интересно. Есть даже чему поучиться».

Эти «крокодилы» просто так даже спасибо не скажут. Так что, господа, правильным  путем идут товарищи. Быстро сбегал в магазин и купил учебник. Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Но обо всем не скажешь и не расскажешь. Мы учебников не пишем и весьма далеки от этого. Но как у всякого нормального человека возникают вопросы. Не может  человек (в том числе родители) без вопросов, которые могут возмутить авторов учебников. «Не лезьте   туда, где ничего не смыслите. Это наука» — скажут они и будут правы. Но так и хочется спросить, а почему на второй странице учебника помещен текст гимна, ведь первоклашки еще не могут читать. Только к концу первой четверти они пройдут азбуку. Но если так положено, пусть стоит.

Психологи особенно отмечают остроту и свежесть восприятия первоклассников. Возьмём на себе смелость предложить, только предложить, вместо гимна поместить картину Саттара Бахлулзаде «Джоратские дыни», которая олицетворяет   родину, землю, любовь, вечность т.е. гимн. Гимн прославляет государство.  Мы часть гимна. Созидая, мы реализуем гимн, становимся его частью.

Как неспециалист и непрофессионал, возьму на себе смелость и скажу: у нас остро стоит  проблема создания учебников нового поколения, который тесно связан с мировоззрением школьника. Учебники нового поколения должны учитывать реальность новой информационной среды (интернет). Методике нужно (необходимо) создавать новую учебную ситуацию. Время стремительно меняется, меняемся мы и наши дети. Учебник в наше время не может быть на все времена. Он должен периодически обновляться в соответствии с переменами, которые происходят в жизни. Да, дорогое удовольствие, но другого пути нет.            

Учебник, который используется сегодня в первом класса  очень хороший. Написан профессионально и профессионалами. Но мир изменился, дети стали другие. Давайте внимательно рассмотрим учебник. Первый раздел учебник называется «Я иду школу». Он даётся в картинках. Их семь. На одной нарисована семья. Папа, мама и первоклассница, они завтракают. Собираются в школу. Чай они пьют на кухне. Кухня хорошо оборудована. Наверно, приобретена на ипотеку.  Мне бы такую. Никакой суматохи, которая обычно бывает в этот, да и последующие, дни. Интересно, о чем думают первоклассники, рассматривая рисунки.   На 2016-2017 учебный  планируется прием  в 1 класс 164 945 детей, большая часть которых проживает не в городах, а в сельских районах. Есть регионы, где в семье растут минимум 5, максимум 10 детей. Они все разные, очень разные. У ребят этого возраста, отмечают психологи, есть способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент. Смотрит первоклассник на картинку и думает: везёт же девчонке, папа рядом, мама, а  наш батя с утра помчался в поле. Пахать. Мы за столом на веранде еле уместились. И за косички девочку некому подёргать.

Вторая тема в учебнике – семья:  мама, папа,  дедушка, бабушка, брат и сестра. Великое счастье если все, кто на рисунке, имеются в наличие. А если кто-то ушел в мир иной. Тоже объяснимо.  Но семьи  сейчас разные. Раньше в Азербайджане разводиться  было, скажем так, «неприлично». Терпели, скрепя зубы. Иные нынче времена. Некоторые не хотят скрипеть зубами, даже ради детей. Становится не по себе, если в классе находятся дети, у которых нет папы. И не только потому, что родители в разводе. В сложное время мы живем.  

Затем следует картинка, на которой семья садится в машину и вся семья отправляется за город, к бабушке и дедушке. По всей видимости, они живут в пригороде, а не заграницей, а то бы семья на личном самолете (иначе никак) отправилась бы в аэропорт, или на собственном  катере поплыла бы к известному берегу. Не показывать же первокласснику как семья садится в маршрутку. Понимаете, первокласснику нужен позитив. Смотрят одни дети, которых привозят в школу на крутых иномарках и думают: «наша лучше». Другие, которые приезжают в школе на общественном транспорте (или пешочком), говорят про себя «а машина ничего, и у меня будет такая».

Семью рисунками представлена тема «семья». Покажем еще одну. На рисунке дед жарит шашлыки. Разные. Так сказать,  ассорти.  Но на столе совершенно другая еда. Какая разница первокласснику, что жарили, а что едят. Он ведь еще ребенок. Смотрит первоклассник на картинку и думает: «Если буду хорошо учиться, каждый день буду шашлыки кушать. Нет – нет». Рисунок можно использовать не только в школьном учебнике, он может послужить рекламой любого ресторана, который специализируется на шашлыках. И самовар, кстати, неплохо смотрится. Любят туристы экзотику. Но первоклассник не турист, он учиться пришел.

Следующая тема – картинки на произведение «Репка": «Посадил репку дед и говорит».  Вспомнили. Сказка для детей от 2 лет. Русская сказка. Но если надеть на деда папаху, голову бабки закутать в восточный платок, …то сойдет.  Её читают  ребёнку, когда он лежит в колыбели, потом в яслях, затем в детском саду… Короче, uzun sözün qısası, “Репка» всегда с нами (чуть не написал «Ленин всегда с вами»).

Ребенок иногда    напоминает компьютер, которого   необходимо загрузить программой Windows.   «Репка» в первом классе  что-то вроде Windows 1. 0. И в яслях, и в детском саду, и дома, везде  она с ними была. Даже бомжа не заставишь использовать   Windows 1. У нас во дворе у сапожника Windows 5 стоит. А потом говорят — не любит учиться. За бедного первоклассника замолвите слово. Но самая интересная тема – «Знакомство с буквами». Это фишка.     Психологи говорят, что в работе с детьми «нужно опираться на практическую деятельность». У нас получается следующее. Ребёнок в школе начал изучать (допустим) буквы. У него возникли, исходя из содержания рисунков, видимо, трудности. Развитие самостоятельности ребёнка, которое требует методика, приветствуется всеми родителями. Но у него возникли трудности.  Ему нужна помощь. Он идёт к маме. Мама готовит обед, она не может оторваться от плиты. Занята.   Следует отметить, что поведение матери является существенным фактором в школьной адаптации первоклассника. Поддержка познавательного интереса первоклассника в домашних условиях необходим, нужен и обязателен со стороны матери.

Мама его, видимо, не поняла. Вернее поняла, но подумала: «За те деньги, которые я плачу репетитору, можно было из овечки сделать профессора» И он отправляется к папе.  Папа читает газету. А что ему еще делать. Весь день он на поле сеял хлопчатник. Надо же отдохнуть, газетку почитать. Но, чтобы быть ближе к реальности, надо можно показать его за компьютером, раскладывающим пасьянс: какой урожай меня ждет: хороший, средний или его «моль» съест. А еще лучше изобразить папу с мобильным телефоном, разговаривающим… с агрономом, по вопросам  орошения и культивации хлопчатника. Совет родителям от педагогики: создавайте для ребёнка условия для подражания. В Азербайджане исторически положительный пример отца имел огромное влияние на формирование ребёнка.

Вселенная наша вечна. Ребёнок часть вселенной. В этом возрасте он верит, что он вечен, независимо от того учиться он хорошо или плохо: —  «Скажите спасибо, что в школу хожу. А мама и папа вечно будут со мной. С ними так спокойно и безопасно.

Что же хотят родители? Родители мечтают, желают и ждут, чтобы школа научила ребёнка  любить учиться, а затем научила умению учиться. Если это удастся, то не надо в выпускном классе брать репетиторов и натаскивать знания. И винить во всём тесты.

Не всегда и не каждому учителю удается зародить любовь к учению. Надо всегда помнить и никогда не забывать, что от любви до ненависти один шаг, который и создает тот единственный случай, когда ребёнок «не хочет учиться, хоть убей его».

Родители   разные, как и дети.  Желаний много, всем не угодишь. Есть такие, которые считают, что если ребёнок будет бояться учителя, то будет хорошо учиться. И просят об этом. Другие просят учителя быть с их ребёнком как можно мягче, иначе не поймёт. Есть родители, которые просят учителя быть более внимательным именно к их ребёнку.    

А что хочет ребёнок? Ребёнок хочет, что бы его понимали. «Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр». «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». 
(Антуан де Сент-Экзюпери).

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here