Сущность и типология политических систем

Любое общество людей отличается многомерностью. Одной из важнейших его сторон является политическая система, в которой оно функционирует и развивается. В систему включаются не только политические институты непосредственно участвующие в политике, но и экономические, социальные, культурные институты, традиции, нормы, имеющие политическое значение и влияющие на политический процесс.Типология политических систем затруднена из-за воздействия идеологических убеждений. Так, например, марксизм выводит её из социально-экономических структур общества: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Другие исследователи классифицируют политические системы на военные и гражданские. Переход от военных к гражданским (от тоталитарных к демократическим) методам управления проходит при условии реальных альтернативных выборов, замены «временных революционных» или военных структур на выборные гражданские, введения в силу законодательного регулирования.По степени и глубине связей с внешним миром политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Для первых (бывшей в СССР и существующей в настоящее время в Китае) характерен подконтрольный процесс политических контактов с внешним миром, недопущение интеграции с другими системами для обмена ценностями. Вторые обладают динамичными структурами и открыты к трансформации и обмену идеями.Подводя итоги типологии политических систем, их можно разделить на демократические, авторитарные и тоталитарные.

Принципиальный критерий в основе такого подразделения – положение личности или содержание и место индивидуального начала в общественном и государственном устройстве. Если демократическая политическая система предполагает наличие механизмов контроля граждан за властью и управление, то тоталитарные режимы основываются на безусловном приоритете общего, коллективного над индивидуальным (в фашистском варианте лишь декларативно, а в коммунистическом реально). Не случайно авторитарные и тоталитарные режимы всегда противопоставляют общинные начала общественной деятельности «антиценностям» частного, эгоистического.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *