Цветут «Огоньки» на Алтае

0
47

Цветут «Огоньки» на Алтае
Цветут «Огоньки» на Алтае

Цветут «Огоньки» на Алтае

Цветут «Огоньки» на Алтае

Сегодня, 29 сентября, ансамбль русского танца «Огоньки» отметит полувековой юбилей концертом на сцене краевого театра драмы.

Коллектив, который уже пять лет носит имя своего основателя и первого художественного руководителя Гарри Полевого, представит не только любимые публикой современные номера, но и четыре танца из золотого фонда ансамбля, восстановленные благодаря поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Алтайского края. Зрители увидят постановки Гарри Полевого «Зимним вечером» и хореографическую сюиту «Цветут огоньки на Алтае», «Славгородскую польку» еще одного выдающегося мастера Григория Гальперина и казачий танец (постановщик – Александр Зуев).

Стремительный взлёт

В то, что вечно молодым «Огонькам» исполнилось 50 лет, даже верится с трудом. Уже самые первые годы их существования были отмечены громкими успехами. В филармонии любят вспоминать, что взлет коллектива был поистине стремительным: едва только созданный ансамбль выступил с серьезной программой в Москве на сценах Государственного театра эстрады и Кремлевского Дворца съездов!

«Огоньки» были первым профессиональным художественным коллективом, представлявшим искусство Алтая в стране и за рубежом. За их плечами – участие в международных фестивалях, победы в престижных хореографических конкурсах, выступления в Болгарии, Румынии, Венгрии, ФРГ, Италии, Польше, Испании, Китае, на Мальте. Не говоря уже о том, что в России ансамбль, попавший в обойму Росконцерта, выступал от Камчатки до Калининграда… Словом, в том, что «Огоньки» участвовали в культурных программах двух Олимпиад – московской 1980 года и сочинской 2014-го, нет ничего удивительного.

Пережив вместе со страной трудные времена, в 2010 годы ансамбль благодаря поддержке администрации края и лично губернатора стал вновь выезжать на международные фестивали – и опять возвращался с наградами. В свой юбилейный год «Огоньки» представляли Россию на 34-м Международном фольклорном фестивале Folkmoot (Северная Каролина, США), где участвовали коллективы со всего мира.

– Когда решался вопрос, кому ехать от России, наш куратор в Министерстве культуры сказала: «А какой еще коллектив народного танца может похвастаться тем, что поставил балеты по Стравинскому и Щедрину?» Кажется, это был решающий довод, потому что больше таких коллективов в стране не нашлось, – улыбается директор филармонии Елена Надточий.

– Нам в Европе говорили: «Спасибо, что вы сохранили свое направление, свой стиль и характер, – говорит заслуженный артист РФ Сергей Герасимов (он в «Огоньках» с 1977 года).

«Мы степь обнимаем»

На вопрос, что же это за стиль, наши собеседники в филармонии отвечают: «Огоньки» очень характерные, а их выступления всегда актерские работы».

– У нас действительно актерский подход, – подтверждает солист Александр Штребель. – Я просто помню, как сравнивал разные коллективы, и заметил, что у «Огоньков» есть некая внутренняя свобода. Даже если не вдаваться в профессиональный анализ, происходящее было волшебно: драматургия танца, взаимоотношения артистов на сцене. Когда мы были студентами, нас заставляли улыбаться и спинку держать, а здесь люди просто жили на сцене, и мне захотелось этому научиться. Но и в хореографии, конечно, тоже есть свои нюансы: она очень насыщенная, новичкам не всегда легко с ней справляться. Сложные трюки, дроби, и я даже не знаю, кто у нас дробит лучше «Огоньков». А еще определенная постановка корпуса и рук.

– Если в ансамбле Игоря Моисеева так называемые заниженные руки, то у нас они всегда завышенные, – подхватывает главный балетмейстер Ирина Менялина. – Мы же с Алтая, мы степь обнимаем! Хореографические школы везде разные: хоть чуть-чуть, но отличаются. Поэтому мы держимся традиций, заложенных Полевым, и не похожи ни на ансамбль Моисеева, ни на коллектив имени Годенко.

– В 90-е годы сохранить эту уникальность было невероятно сложно, – замечает Елена Надточий. – И если бы не Ирина Менялина, Сергей Герасимов и еще несколько человек… знаете, известно много коллективов, которые ушли в какую-то псевдонародную стилизацию. А наши держат этот нерв, дышат народным искусством, для них это уже фактически образ жизни.

Драматическая сущность танца

Вышеупомянутые балеты на музыку Стравинского и Щедрина стали новой вехой для коллектива, в репертуаре которого театрализованные постановки для детей и взрослых всегда занимали особое место. В том, что они сложились, решающую роль сыграл тот самый «актерский подход». Балетмейстер из Санкт-Петербурга Надежда Калинина, постановщик балетов «Конек-Горбунок» и «Петрушка», сначала знакомилась с «Огоньками» по видеозаписи. И, посмотрев два танца, резюмировала: «С ними можно работать, они театральные».

Но на достигнутом коллектив останавливаться не хочет. И планирует добавить к одноактному балету «Петрушка» еще и «Жар-птицу» все того же Стравинского, чтобы получился хореографический спектакль в двух действиях (договоренность с петербургским балетмейстером уже есть, как и надежда на то, что Минкульт и краевое правительство вновь поддержат проект филармонии). И это снова должна быть абсолютно оригинальная авторская работа.

– Если «Конек-Горбунок» был для всех нас огромным стрессом, то балет «Петрушка» уже подарил нам множество открытий, совершенно искренних, – говорит директор филармонии. – Александр Штребель создал трагический образ Петрушки. Еще у нас был потрясающий Валентин Бузин в роли Арапа. Сказывается эта драматическая сущность «Огоньков»… А посмотрите на Сергея Герасимова – сколько он в свое время, будучи солистом, создал разноплановых образов! Я бы никогда не сказала, что он не драматический артист. Выходит на сцену какой-нибудь Гриб Боровичок, или Гном, – и дети верят! А их ведь не обмануть. И получается маленькая жизнь в этом танце.

– Да что гриб! Выходит избушка на курьих ножках – «домик», который только и может ногами шевелить, но я как-то сразу понимаю: это Герасимов. Высший пилотаж актерского мастерства, – добавляет замдиректора филармонии по творческой работе Ольга Турчина.

Хореографические традиции

В филармонии говорят, что тема «Огоньков» одновременно и безразмерная, и очень локальная: это буквально история культуры нашего края.

В ансамбле, созданном в 1967 году по инициативе первого секретаря крайкома КПСС Александра Георгиева (считается, что он лично утверждал название «Огоньки»), сначала не было вообще ни одного барнаульца. Омич Гарри Полевой привез с собой несколько человек из Омска, а вообще артисты были собраны со всего Советского Союза. Ирина Менялина, например, впервые увидела коллектив в самом начале 70-х на гастролях в Хабаровске (она тогда танцевала в Ансамбле песни и пляски Дальневосточного военного округа). Была совершенно очарована, попала на просмотр – и переехала в Барнаул. В то время, вспоминает она, в «Огоньках» было еще несколько человек с Дальнего Востока.

В каком-то смысле ансамбль стал школой для множества людей, впоследствии развивавших хореографическое искусство в регионе. Ведь когда-то в нем танцевали руководительница «Хорошек» Тамара Кокорина и профессор Института культуры Николай Сингач, из «Огоньков» же вышли создатели Молодежного ансамбля песни и танца «Алтай» Александр и Елена Березиковы – всех, кто так или иначе был связан с коллективом, просто не перечесть.

Гарри Полевой сумел заложить прочную профессиональную базу для развития молодого хореографического коллектива, объединив лучшие творческие силы и дав начало замечательным традициям русского танца на Алтае, говорят в филармонии.

«Тебе, мой край»

Основатель «Огоньков» Гарри Полевой родился в 1937 году в Омске. В 1957 году стал артистом балета в Государственном академическом Омском русском народном хоре. Выступая в качестве артиста балета в самых престижных ансамблях страны (Государственном Красноярском ансамбле танца Сибири, Северном русском народном хоре, Воронежском русском народном хоре, Волжском русском народном хоре), поставил ряд танцевальных полотен.

В 1967 году он был приглашен в Государственную филармонию Алтайского края для создания эстрадного ансамбля танца и песни (впоследствии ансамбля русского танца «Огоньки»). Он стал художественным руководителем и главным балетмейстером нового коллектива и возглавлял его до середины 80-х годов. За это время создал множество концертных программ, в том числе «Тебе, мой край, Любовь и Песня…», «Сказание о земле Алтайской», «На просторах Алтая», поставил более 300 танцев, некоторые из которых до сих пор остаются в репертуаре «Огоньков».

Фото Евгения НАЛИМОВА и из архива ансамбля

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here