Без чего дороги не построить?

0
102

Без чего дороги не построить?
Фото Андрей КАСПРИШИН

В минувшую пятницу в окрестностях Кашкарагаихи Тальменского района полдня слышался рев мощных бульдозеров, контрапунктом ему тарахтели экскаваторы  под аккомпанемент грейдеров и фронтальных погрузчиков. Этим оркестром управляли около двухсот алтайских дорожников в рамках ежегодного конкурса профессионального мастерства.

Геодезисты

Строительство дороги начинается с ее разметки. А этим занимаются геодезисты. Они же и контролируют весь ход работ. Именно геодезист следит, чтобы дорога была ровной. Он последним выходит на объект, сравнивает построенное с проектом и сдает государственному приемщику.

Пытаясь сломать стереотип, что российские дороги самые плохие в мире, в стране постепенно ужесточают нормативы качества строительства, а ДСУ, чтобы их выполнить, вынуждены закупать современное оборудование. Вот и современный геодезический прибор – это не просто оптическая система, это компьютер, который работает в связке со спутниками. И стоит такое оборудование от 300 тысяч до 5 млн рублей. Конечно, чтобы на них работать, нужно не просто инженерное образование, но и мастерство.

Ведущий инженер-геодезист «Алтайавтодора» Константин Белугин показывает работу тахеометра – прибора, который измеряет углы и расстояние с помощью лазерного дальномера, заносит координаты в электронную карту и выдает трехмерную модель местности для последующей обработки на компьютере.

Соревнования геодезистов довольно сложные. На первом этапе они предлагают комиссии свои лучшие проекты, выполненные в процессе повседневной работы. Затем идет проверка практических навыков с геодезическими приборами. Засчитывается только точный результат, а побеждает тот, кто добился его быстрее.

Геодезист ДСУ-4 Виктор Лапин готовится протянуть нивелирный ход от репера до репера. «Работа эта привычная, приходится выполнять каждый день на дорогах, но вот сделать ее на скорость – надо постараться», – говорит Виктор, который в прошлом году оказался победителем конкурса.

Бульдозеристы

В двух километрах от геодезистов песчаный карьер, где механизаторы укрощают железных монстров. Три мощных китайских бульдозера Shantui одновременно едут змейкой, стараясь не задеть вешки. Особенно трудно выполнить упражнение задним ходом. Первый участник сбил сразу три колышка, но уже второй – Александр Гунченко из Северо-Восточного ДСУ выполнил задание без ошибок и заслужил аплодисменты зрителей. «Конечно, волнуюсь, – признался тракторист. – Приходится на работе и не такое вытворять, но за тридцать лет ни разу трактор не опрокинул».

На втором этапе механизаторы снимали растительный слой и разравнивали площадку. А затем трое лучших нарезали откос определенного размера. Это самое трудное в работе бульдозериста. Надо так владеть трактором, чтобы его не перевернуть и выдержать отметки. Был случай, вспоминает председатель судейской комиссии Игорь Черноков, когда два участника сделали откосы абсолютно одинаковые, как будто на 3D-принтере отлили. Судьи приняли решение обоим присудить первое место.

Водители

Соревнование водителей самосвалов началось с проверки знаний правил дорожного движения. Сдали далеко не все. Кто допустил не более двух ошибок, садился на КамАЗ и демонстрировал практические навыки вождения на быстроту.

В прошлом году водитель Северо-Восточного ДСУ Игорь Кузнецов занял первое место на соревнованиях большегрузов не только в крае, но и на федеральном конкурсе. «Условия были сложнее, – вспоминает водитель, – так как выполняли упражнения с грузом. Как выиграл – не знаю. Наверное, удача повернулась ко мне».

Игорь Кузнецов из села Березовка начинал трудовую карьеру на тракторе, потом решил выучиться на водителя грузовика и вот уже 20 лет за баранкой. Главным в работе водителя считает безопасность на дорогах и взаимовыручку. «Чем могу, всегда помогу», – говорит профессионал.

Экскаваторщики и грейдеристы

Самым зрелищным оказался конкурс экскаваторщиков, которые ковшом снимали с шестов строительные каски и складывали их в бочку. Первый конкурсант осторожно и медленно подбирался к каждой каске, затратив на упражнение около пяти минут. Евгений Коновалов из барнаульской компании «Альянс» ни одну не обронил. «Работаю недавно, всего четвертый год», – признался экскаваторщик. «Разве это недавно?» – «Для такой профессии, можно сказать, только начало. Ветер дует, каски качает, но откосы делать еще сложнее».

Анатолий Власов из Северо-Восточного ДСУ снял каски за полторы минуты, зацепляя их между зубьями. «Если каску провалить в ковш, потом трудно ее в бочку сбросить, – объясняет он. – Но это мелочь. Вот в прошлом году я победил здесь и ездил на конкурс в Новосибирск. Там привязывали к ковшу полторашку с водой и надо было ее разлить по стаканам по грань. Воду я налил, но не лучше всех».

Неподалеку от экскаваторщиков водители фронтальных погрузчиков складывали огромным ковшом дециметровые кубики в бочку. Грейдеристы тоже на время сбивали кубики средним отвалом, катались змейкой, стараясь не сбить колышки, потом разравнивали кучи грунта, а судьи смотрели, насколько ровной получается дорожка.

«Работа наша требует глазомера и точности движений, чтобы дорогу выровнять, – объяснял журналистам Павел Смирнов из Южного ДСУ. – Это летом, а зимой – снег. Чистим каждый день».

У нас есть будущее

Конкурс проводится с 2000 года и придуман тогдашним главным инженером, а потом руководителем «Алтайавтодора» Сергеем Толстеневым. «Я рассчитал все этапы, чтобы их прошли в один день, – вспоминает ветеран. – Задача была наладить обмен опытом, посоревноваться на новой технике и поднять престиж профессии дорожных строителей. Понятно, что есть много квалифицированных специалистов высшего звена, но без умелого рабочего хорошей дороги не построить».

Нынешний начальник «Алтайавтодора» Василий Мотуз достойно перенял эстафету профессионального праздника. Он отметил, что на конкурс собралось много молодежи. «Это говорит о том, что у нас есть будущее, что наши дороги будут лучше и безопаснее», – сделал вывод Василий Мотуз. Он рассказал журналистам, как прошедшая зима показала, что алтайские дорожники не только добросовестно выполняют свои обязанности, но и относятся к ним неформально: «Между Курьей и Поспелихой колонна машин попала в снежный занос, но благодаря мужеству наших парней, которые сутки работали, людей удалось спасти из снежного плена. И губернатор наградил отличившихся бульдозеристов и водителей шнекороторных автомобилей медалью «За честь и мужество».

По итогам нынешнего конкурса медаль не дадут, но победители получат на своих предприятиях премии не менее 5 тыс. рублей. Кроме того, от спонсоров приготовлены призы. Соревнования завершились концертом и торжественным ужином, где поздравляли команды дорожников Северо-Восточного, Северо-Западного и Южного ДСУ, занявших соответственно первое, второе и третье места. В общем, праздник труда удался на славу.

Посмотреть все фотографии


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here